ТВОРЧЕСТВО. ПРОЗА.
|| TopList
 
 
ПУБЛИЦИСТИКА
"АЛИСА: ИДЕАЛИЗАЦИЯ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ ЗАВТРАШНЕГО ДНЯ?"
Заставка Д. Шулындина.
Автор Виктор С,
г. Владивосток.
АЛИСА:
ИДЕАЛИЗАЦИЯ
ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ
ЗАВТРАШНЕГО ДНЯ?

Сие есть моя вторая публикация об Алисе Селезнёвой. Сразу предупреждаю: кого-то она шокирует, кому-то просто покажется, что противоречу своим прежним “светлым” идеям, даже просто предаю их. Посему скажу сразу: два года назад я уже разделял мнение, которое изложу сейчас. Оно нисколько не противоречит прошлому, хотя, наверное, спорно - что ж, я готов обсуждать его в форуме.
“Куда катится наш мир!?” - возмущённо воклицают иные люди. И я им всегда на это отвечаю: “Да-да, именно туда! И это прекрасно!”. Трудно найти оптимиста, такого, как я, и почти невозможно - превосходящего меня в этом. И на то есть свои основания.
Почему прекрасен образ Алисы? Мне сейчас кажется, что дело здась не только и не столько в идеализации. Прекрасно парадоксальное. Алиса - не есть идеальный образ с точки зрения ТОЙ системы ценностей. Это действительно человек будущего.
Селезнёва не встаёт, отвечая на уроке! Она удивлена, что это вообще нужно! Ну, положим, она просто не знала, но главное - у кого есть запись, посмотрите внимательно этот эпизод!
--- Нет, у нас не встают.
Лёгкое поднятие бровей --- и соврершенно взрослый, ВЫЗЫВАЮЩИЙ взгляд. Не знаю, кого благодарить - режиссёра или Гусеву, но получилось гениально.
Прекрасный эпизод не включён в фильм: Алиса спорит с учительнецей математики, совершенно не думая о возможном неприятии этого со стороны других учеников класса. Её неоднократно упрекают в том, что она - “выскочка”, но она не видит в этом ничего плохого.
--- Но ведь ответ был в самом деле неправильный. Как же я могла молчать? И вообще очень любопытный казус...
Как мне это знакомо!!!!!
У меня почти точь-в-точь была ситуация в школе, и не один раз. Только с тем отличием, что я всё же доводил дускуссию до победного конца. А в универститете? Сколько раз такое было с моими друзьями! Даже на следующий день один раз была битва отложена.
Есть две великие истины.

1. Алиса - дочь РАЦИОНАЛИСТИЧЕСКОГО общества.

Истина есть прагматически выделенная ценность (т.к. способствует научно-техническому прогрессу и, извиняюсь за пошлость, развитию средств производства), и к ней надо стремиться. В пределах разумного:
--- Я считаю, если можно не врать, то лучше не врать. Я уже так завралась, на три года вперед норму перевыполнила.

2. Алиса - дочь ИНДИВИДУАЛИСТИЧЕСКОГО общества.

Как это второе казалось страшным тогда! А, между тем, всё закономерно: мышление Алисы начисто лишено догм, а поведение - конформизма. Зачем вставать для ответа? Где есть такой закон? Любая условность должна быть рационально оправдана. Может быть, ещё скажете, столовый прибор около тарелки строго определённым образом класть!? А уж, тем более, как можно скрывать свои знания только из страха принизить достоинство других? Алисе вообще незнакома такая ситуация. ТАМ неординарность - повод для уважения, а не зависти.
--- ... В будущем не станет обыкновенных людей. На Земле будет жить пять миллиардов исключительных, знаменитых, одаренных людей. ...
Поистине, ЗОЛОТЫЕ СЛОВА! Хотя и преувеличение.
Кстати - почему всего 5? Очень просто: низкая рождаемость - закономерное следствие перехода к индивидуалистическим ценностям.
По меркам общества 1984 года у Алисы типичные симптомы шизоидной акцентуации характера: дикое (но уже сейчас на глазах входящее в норму) сочетание прагматизма, нонконформизма, интраверсии, последовательности, высокого интеллектуального развития, в определённом смысле даже невоспитанности и девиации, и совершенно неподдельной чистоты, искренности характера, который всё жизнь остаётся детским с точки зрения социального поведения. Шизоид всегда в чём-то обгоняет сверстников, а в чём-то отстаёт. Вот эта парадоксальность, на мой взгляд, несколько сглажена в фильме. А зря.
Классический фильм, где показаны шизоиды - “9 дней одного года”. Там есть просто гениальная сцена, когда на свадьбе один из учёных поднимает тост за какую-то непонятную детальку из экспериментальной установки жениха: ему плевать на то, что так не принято, на то, что на него странно посмотрят: он хочет быть самим собой, он даже гордится неординарностью своей выходки. А потом какой-то полушуточный разговор между другими гостями перерастает в настоящую научную дискуссию с выводом на бумаге.
Великими “большими детьми” также были, как известно, Ландау и Дирак. С интеллектуализацией общества такое явление неминуемо входит в норму.
--- У взрослых бывают тайны, о которых даже думать смешно, - сказала, смеясь, Юлька.
--- У так называемых взрослых, - поправила ее Алиса. - Она всего лет на шесть-семь старше нас. Пустяки.
Собственно, это и даёт Алисе безусловное моральное право спорить с учительнецей на равных. Известно, что в Японии хорошая экспериментальная физика, и плохая теоретическая. Почему? Физики объясняют это излишним уважением к старшим. Невозможно вести конструктивную дискуссию, не поставив собеседника на один уровень с собой. Для Японцев это сложно.
Вот новый образ, на который теперь призывается равняться детям - не пионер-герой, не тимуровец, уступающий бабушке место в автобусе, а гораздо более сложный для понимания персонаж.
Приведём пример, показывающий, насколько всё неоднозначно.
В своё время больная тема в форме - Алиса и секс. Каково отношение? Сейчас меня убъют, но я скажу.
Я НЕ МОГ БЫ поручится за девственность 11-летней Алисы. И это НЕ ПРОТИВОРЕЧИТ Гусевско-Арсёновскому образу.
Представтьте себе ситуацию конца 21 века. Представьте себе рациональное, атеистическое общество (тут уж никуда - объективная тенденция, да простят меня верующие). Вместо религии, как я уже говорил в прошлой публикации, здесь ценности научно-технического прогресса - стремление к истине, творчество, развитие личности и общества. Какое тут дело до секса?
СЕКС ОТДЕЛЁН ОТ МОРАЛИ.
Он здесь вообще ни при чём.
СЕКС РАЦИОНАЛИЗИРОВАН.
СЕКС ОТДЕЛЁН ОТ ЛЮБВИ.
Объясняю:
Эволюция отношения общества к сексу:
1. Христианская позиция прошлого:
Секс допустим для продолжения рода.
2. Светская позиция прошлого:
Секс допустим в браке.
3. Современная позиция:
Секс допустим в любви.
4. Позиция недалёкого будущего:
СЕКС ДОПУСТИМ.

Для несогласных с сиим последним разделением, не устану повторять свои прежние слова: ЛЮБОВЬ - это ОТНОШЕНИЕ! Взаимоотношения, в т.ч., секс - это возможные СЛЕДСТВИЯ любви. Любовь как отношение очищена от сека, а секс очищен от морали.
Короче говоря, реалия будущего:
СЕКС ЕСТЬ ВИД ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Как, например, лакомство брамрулетами.
ВНЕ МОРАЛИ!

Не сочтите предпоследнюю строчку за намёк. Всё же, я нахожу более вероятным ошибочность “щекотливых” гипотез относительно Алисы.
НО!
Главное в том, что это ВООБЩЕ НЕ ВАЖНО в ТОМ обществе. Это никак не сказывается на характере человека. Подобно тому, как в настоящее время уже мало что говорит о человеке его одежда и музыкальные направления, которые ему нравится.
И правильно делает Булычёв, что обходит эту тему стороной, о чём было сказано в форуме.
В принципе, и любовь тоже:
--- По моему, ты никогда не была влюблена.
--- А ты?
--- А я забыла 8)

* * *

Великие и прекрасные кадры. Начало третьей серии. Идёт типично советский заставочный видеоряд - машины, троллейбусы, проезжающие через перекрёсток. Звучит музыка в типичной аранжировке того времени. На глаза наворачиваются слёзы: настолько это всё НАШЕ, родное, домашнее, земное после всех этих сказок о будущем в первых двух сериях... И над этим всем в окне больницы сидит ОНА... Неподвижная, как статуя. Может показаться, что это увеличивается только один кадр. ЕЁ здесь нет... Она внутри себя. Она смотрит в никуда. Для неё всё это ЧУЖОЕ. Бесконечно... ТАКИХ здесь пока держат только в больницах... Весельчак У это хорошо понимает. ТАКИХ пока ещё трудно понять в целостности, в совокупности, в непротиворечии. 1984 год...
ТЕПЕРЬ мы уже начинаем понимать. ТЕПЕРЬ мы уже прошли 17% пути. ТЕПЕРЬ мы стали мудрей.

Виктор С.,
г. Владивосток.

 
 


Ждем ваших работ

МИЕЛОФОНстрелкаТВОРЧЕСТВОстрелка
ТВОРЧЕСТВОстрелкаВИДЕО И ФЛЭШ
| ВИДЕО | REAL-ВИДЕО | ВИДЕО В MPEG4 | ФЛЭШ |
(с) 1999-2005 Верстка, дизайн, программирование - Евгений и Сергей Бушуевы
(с) 1999-2005 Контент, верстка, аудио-файлы - Вячеслав Яшин, Александр Лас
(с) 1999-2005 Рисунки, дизайн - Дмитрий Шулындин
(с) 1999-2005 Редактор - Александр Лас
(с) 1983-2005 Материалы - Наталья Мурашкевич
(с) 1999-2005 Д. Ватолин "Русская Фантастика"
Сайт открыт 1-го июля 1999 года.

Использование материалов сайта без согласования 
с авторами и/или редакцией запрещается.


Прозаики Поэты Вернисаж Музыка Видео и флэш